- ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР
- контракт основной коммерческий документ внешнеторговой операции, свидетельствующий о достигнутом соглашении между сторонами. Предметом В.д. может быть купля-продажа ( поставка) товара, выполнение подрядных работ, аренда, лицензирование, предоставление права на продажу, консигнация и т.д. В международной практике В.д. может быть заключен как в письменной, так и в устной форме, однако национальные законодательства некоторых стран, в том числе и российское, требуют его обязательной письменной формы. Права и обязанности сторон по В.д. обычно вступают в силу с момента его подписания. При заключении В.д. путем переписки он считается действительным в соответствии с законодательствами разных стран. Например, в Великобритании, США, Японии В.д. считается вступившим в силу с момента отсылки возможным покупателем письменного акцепта (т.е. подтверждения своего согласия принять без изменения все условия письменного предложения - оферты продавца), во Франции, ФРГ, Италии - в момент получения акцепта фирмой, пославшей письменное предложение возможному покупателю. На аукционах, биржах В.д. часто заключается в устной форме, однако впоследствии устная договоренность обязательно подтверждается письменным контрактом. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика государства, регулирующая все формы внешнеэкономических связей и определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Проводя В.п., государство призвано, во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия на внутреннем рынке, для чего необходимо сдерживать приток иностранных товаров; во-вторых, государство должно способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путем различных мероприятий, стимулировать вывоз товаров национального производства. Основными средствами осуществления В.п. являются таможенная система и нетарифные барьеры, регулирование движения валюты и валютного курса, эмиграции и иммиграции рабочей силы, торговли ценными бумагами и др. В условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда экономика отдельных стран все глубже втягивается в международную хозяйственную систему, изменяются роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка и проведение политики протекционизма не выдвигается на первый план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности "своих" предпринимателей. Очевидно, что конкурентоспособность товаров даже самых крупных компаний на мировых рынках зависит не только от технического уровня и организации производства на их предприятиях, но и от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния инфраструктуры, уровня образования трудящихся, наличия научно-технического потенциала и т.д. Для повышения национальной конкурентоспособности государство проводит мероприятия не только в области внешнеэкономических связей, но и по форсированию накопления капитала, ускорению процессов обновления капитала, стимулированию технического совершенствования производства. Интенсивность процессов накопления капитала создает предпосылки для роста производительности труда, формирования новых отраслей и видов производства. В эпоху НТР в повышении национальной конкурентоспособности огромную роль играют финансирование государством научных исследований, опытноконструкторских разработок, мероприятий по их внедрению в производство, поддержка со стороны государства развития новейших отраслей производства. Рост концентрации и централизации капитала на международной арене сделал важным направлением национальной политики поощрение концентрации и централизации национального капитала в целях укрепления его позиций на мировом рынке. Эти и многие другие мероприятия государственного регулирования направлены на создание общих благоприятных условий для конкурентной борьбы "своих" компаний как на внешнем, так и на национальных рынках.
Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.